Время новостей
     N°89, 24 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2001
Красота спасет тюрьму
Первый арт-проект фонда Бориса Березовского посвящен «эстетике зоны»
Выставка, открывшаяся в Московском центре искусств на Неглинной, называется «Зона воли. Воля зоны». На ней представлены картины на тюремные темы Александра Дрючина, последние 20 лет живущего вовсе не в тюрьме, а в вольной Америке, и фотографии Сергея Гитмана, снятые в нескольких колониях для больных туберкулезом. Соответственно выставка, вопреки сугубо эстетическим намерениям авторов, получилась очень пафосной -- про права человека, про санитарные условия в тюрьмах и про быт заключенных. На вернисаже -- правозащитная общественность, видеофильм в стиле прежнего НТВ, водка и корочки черного хлеба.

Самое примечательное в этой выставке то, что ее спонсировал Борис Березовский (точнее, созданный им Фонд гражданских свобод). Почему -- не совсем ясно. Возможно, это такой способ заклинания -- посвятив выставку тюрьме, Борис Абрамович хочет обезопасить себя от пребывания в ней. В своем приветственном слове (оно опубликовано в пресс-релизе, сам-то Березовский находится за рубежом) он говорит: «Надеюсь, что эта выставка, отражающая эстетику зоны, станет заметным событием в московской культурной жизни этого сезона».

Насчет «заметного события» Борис Абрамович, правда, погорячился, а вот «эстетика зоны», показанная на выставке, впрочем весьма фрагментарно, как раз очень интересна. Судя по фотографиям Сергея Гитмана, творческое волеизъявление зэков (как уверяют устроители выставки, в большинстве колоний заключенные имеют возможность обустроить свою камеру, если, конечно, на то есть желание) таково: реалистические или условно-геральдические росписи на стенах, в особенности в жанре марины (изображение парусных кораблей с надписью «Надежда» или «Алые паруса»), настоящий камерный дизайн (красивые вышитые подушечки, драпировки, настенные украшения) или даже целые инсталляции: многометровое изображение парка, выполненное масляными красками на железной стене, фонтанчик и цветомузыкальная установка.

Творчество зэков, хоть и романтическое, но очень оптимистичное. Картины Дрючина, напротив, наполнены мистикой, символизмом, трагизмом, а главное -- они очень плохие. Какие-то непонятные дома, пейзажи и напряженные лица уголовников. Надо думать, самим зэкам они не понравились бы. Скорее всего не понравятся и зрителям, которые, впрочем, упрекнут их не столько в излишнем трагизме, сколько в салонности.

Николай МОЛОК