|
|
N°89, 24 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Короче, Склифосовский!
«Мелкие мошенники» Вуди Аллена в кинотеатре «Ролан»
Забыв о психоанализе, знаменитостях и гитаристах, Вуди Аллен снял комедию. Простую, что называется, «зрительскую» комедию, которую не смогли лишить жанровой чистоты даже беседы персонажей о фильмах Хамфри Богарта и Джеймса Кегни. Историю именно что о мелких мошенниках -- недалеких, энергичных и разгильдяистых. Никчемный зануда и околокриминальная сошка Рэй Уинклер (Вуди Аллен) задумывает ограбить банк. Свой план он считает гениальным. Но не стоит забывать, что в тюрьме Рэя прозвали Головой, а он так и не смог взять в толк, что прозвище это может иметь насмешливо-иронический оттенок.
План его заключается в том, чтобы арендовать соседнюю с банком пиццерию и прорыть оттуда подземный ход. А для отвода глаз Рэй сажает в пиццерию свою жену Фрэнси (Трейси Ульман), дабы она в целях конспирации пекла и продавала свое фирменное печенье. Но очень скоро план ограбления летит в тартарары, а вот выпечка, напротив, становится весьма прибыльным бизнесом.
Все вышеописанное разыграно Алленом потрясающе бесхитростно и настолько же смешно. Над дураками, копающими подземный ход (а сообщников у Рэя становится с каждой минутой все больше и больше) хохочешь до колик, по-гайдаевски, забывая обо всем, в том числе и о былых алленовских заслугах. Кажется, что еще чуть-чуть, и можно будет сказать, что Аллен наконец-то снял безупречный фильм, избавился от извечных комплексов, которые в последнее время начали тяготить не только его, но и зрителей, и вообще он молодец. Но не тут-то было.
Фильм недлинный, идет немногим более полутора часов, но еще до середины начинает казаться, что среди кумиров Вуди Аллена в мировом кино были не только Бергман, Чаплин или Хичкок, но и Радж Капур, и многие куда менее именитые мастера индийской режиссуры. Еще с детства многим наверняка памятно ощущение от просмотра индийских фильмов: вроде бы сюжет подошел к своему более-менее логическому финалу, все концы сведены с концами, злодей повержен, а свадьба вот-вот состоится, но вместо титра «конец фильма» на экране вспыхивает надпись «вторая серия». То же самое происходит и в «Мелких мошенниках». После того как провал ограбления привел к неожиданному расцвету злосчастной кондитерской, и Рой с Фрэнси в один миг превратились в преуспевающих нуворишей, начинается совсем другая история. Фрэнси начинает чувствовать себя ущербной на фоне рафинированных богачей, собирающих коллекции живописи и обсуждающих последние оперные премьеры, и решает добровольно повторить судьбу Элизы Дулиттл. А в качестве Пигмалиона выбирает молодого хлыща с повадками аристократа (именно его и играет, понятное дело, на редкость невыразительный Хью Грант, окончательно рассеявший остатки воспоминаний о своей вполне адекватной и миленькой роли в «Ноттинг Хилле»). Который, впрочем, думает только о нажитых на печенье деньгах. По инерции даже все это вполне забавно, хотя и предсказуемо. Однако когда Аллен начинает разбавлять потешное плутовство элементами ироничной сатиры, становится понятно, что он выдохся, будто бутылка незакупоренного боржоми, оставленного на столе на всю ночь. Пить его, может, и полезно, но пузырьков, бьющих в нос, уже не дождаться. Выпады в адрес новых американских, заплутавших в дебрях большого искусства и хороших манер, радуют не больше, чем аналогичные шпильки, которыми Аллен покалывает настоящих интеллектуалов. Ничего более оригинального, чем Трейси, разговаривающая по мобильному с первого ряда на концерте классической музыки, он так и не придумал. И как потом ни оживляй происходящее новыми аферами и намечающимися адюльтерами, к ничем не отягощенной радости первого получаса Аллен так вернуться и не смог. Поэтому куда приятнее считать, что «Мелкие мошенники» -- бесхитростная и невероятно смешная коротышка, этакие «Самогонщики» по нью-йоркски. Ловким движением руки полнометражные брюки превращаются в элегантные шорты. И никакого мошенства.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ