|
|
N°99, 09 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Спартак" вне подозрений
Обвинять в пропаже футбольных миллионов больше некого
Скандальное расследование по факту невозврата из-за границы валютной выручки футбольным клубом «Спартак» приостановлено Следственным комитетом (СК) при МВД. Причиной стала невозможность установить лиц, подлежащих привлечению к ответственности. До недавнего времени единственным обвиняемым по этому делу являлся бывший вице-президент «Спартака» Григорий Есауленко, которого даже объявили в розыск. Но недавно г-н Есауленко сам пришел в милицию и сумел доказать свою непричастность к нарушениям. Еще ранее все подозрения были сняты с других экс-руководителей клуба -- Олега Романцева и Юрия Заварзина.
О том, как изначально развивалась история со спартаковским делом, газете «Время новостей» подробно рассказал один из бывших сотрудников не существующей ныне Федеральной службы налоговой полиции. «В 1998 году налоговая полиция решила о себе громко заявить, -- сказал наш собеседник. -- Именно в связи с этим началась наделавшая много шума проверка известных артистов. Тогда же изучались ситуации с футбольными клубами. Было установлено, что большинство из них не возвращало из-за рубежа выручку, полученную от продажи игроков. Мы собрали много материалов о финансовых нарушениях при переходе в иностранные команды популярных футболистов, но тогда давать ход этой информации не стали. А когда в начале прошлого года стало известно о ликвидации ФСЭНП, наши сотрудники, чтобы показать свою значимость, стерли пыль со старых документов, и на свет появилось дело «Спартака». Позже оно вместе с рядом работников следственного управления ФСНП перешло в СК».
По данным следствия, в 1998 году «Спартак» продал итальянской «Роме» за 7 млн долл. своего лучшего на тот момент игрока Дмитрия Аленичева. Деньги за футболиста поступали в три транша. 7 июля 1998 года в Arzi Bank (Цюрих) было перечислено 3 млн долл., а в 1999 году на счета в банке Credit Swiss First Boston в два захода пришло еще 4 млн долл. По российскому законодательству «Спартак» в течение 30 дней с момента поступления денег на зарубежные счета должен был перевести их в Россию в уполномоченный банк. Но этого не произошло, и с выручки за Аленичева, соответственно, не были уплачены налоги. Более того, в ФСЭНП заявляли, что тогдашнее руководство «Спартака» не отразило в своих бухгалтерских журналах не только наличие счетов в швейцарских банках, но и сам факт продажи футболиста. В результате, как подсчитала ФСНП, в 1998 году «Спартак» недоплатил налогов на 6,5 млн руб., а в 1999-м -- еще на 31,4 млн руб. В момент продажи Аленичева президентом «Спартака» был Олег Романцев, вице-президентом -- Григорий Есауленко, а гендиректором -- Юрий Заварзин. Именно на них и пали подозрения налоговиков.
Когда в прошлом году ФСНП ликвидировали, уголовное дело «Спартака» перешло в СК. Следователи допросили Заварзина и Романцева, после чего претензии к ним отпали. Единственным, с кем долго не удавалось пообщаться милиционерам, был Григорий Есауленко. Ему даже заочно предъявили обвинения и объявили в розыск. По некоторым данным, в тот момент бывший вице-президент «Спартака» работал с одним из белорусских футбольных клубов. «Есауленко, судя по всему, действительно не знал о том, что его ищут, -- рассказали нам в МВД. -- А когда узнал из газет, сам приехал к следователям, все подробно рассказал и показал материалы. Есауленко объяснил, что подписал документы о возврате валютной выручки за Аленичева и его вины в непоступлении денег в Россию нет. После этого с него тоже были сняты подозрения. Само дело приостановлено». «Да я уже забыл об этой истории, -- заявил нам Юрий Заварзин, занимающий сейчас пост гендиректора футбольного клуба «Динамо». -- Комментировать не хочется, пусть это делают правоохранительные органы. Меня уже больше года следователи не беспокоят. Да и раньше допросили только раз. С Есауленко и Романцевым мы периодически созваниваемся, но расследование даже не обсуждаем. Чего обсуждать, если никаких нарушений допущено не было».
Александр ШВАРЕВ