|
|
N°99, 09 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия укрепляет престиж "восьмерки"
Вчера в американском штате Джорджия на острове-курорте Си-Айленд открылся ежегодный саммит лидеров «большой восьмерки», в которую входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония. Помимо участия в коллективных встречах Владимир Путин планирует побеседовать с хозяином саммита Джорджем Бушем, премьером Японии Дзюнъитиро Коидзуми, премьером Канады Полом Мартином и королем Иордании Абдаллой II, который приглашен на саммит как гость. О своем понимании роли России в «восьмерке» газете "Время новостей" рассказал американский координатор общественного комитета по связям стран Восточной Европы и России с НАТО Айра СТРАУС.
-- Что вы думаете о попытках исключить Россию из "восьмерки"?
-- Эти попытки идут от неправильного представления о том, что такое "большая восьмерка" и почему в нее входит Россия. "Восьмерка" -- это одно из звеньев в системе североатлантических структур, с каждой из которых у Москвы сложились свои отношения. Я имею в виду Североатлантический союз (НАТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)... Отношения с этими институтами не измеряются тем, насколько развита демократия в той или иной стране. И "восьмерка" -- тоже не школа, где ставят оценки за выполнение уроков по демократии. Углубление и совершенствование демократии, права человека -- этим занимается Совет Европы. Сторонники исключения России из "восьмерки" не вполне понимают эти различия.
-- Что же такое "большая восьмерка"?
-- Это институт практический. "Восьмерка" имеет дело с проблемами, общими для наиболее развитых индустриальных государств мира. Она появилась в 70-х годах после коллапса Бреттон-Вудской валютной системы (установлена в 1944 году, согласно ей роль мирового платежного средства наряду с золотом выполняет доллар США. -- Ред.) как экономический координатор между западными державами. "Восьмерка" до конца "холодной войны" оставалась экономическим клубом североатлантических стран. Еще в нее вошла Япония, состояние демократии которой в те годы, кстати, оставляло желать много лучшего.
С окончанием "холодной войны" претерпели изменения все атлантические структуры. "Восьмерка" стала активнее в деле координации внешнеполитических курсов. С поэтапным приходом в нее России "восьмерка" стала элитным геополитическим клубом Севера, не изменив своей сути главного экономического форума Запада. Россия не играет большой роли в экономической части саммитов "восьмерки", но придает глобальную широту и силу этому институту. Когда Север сплочен, земной шар пребывает в относительном спокойствии, когда разделен -- мир раздирают конфликты.
-- Комитет по международным делам палаты представителей конгресса США в конце марта одобрил резолюцию с призывом лишить Россию места в "восьмерке". Как далеко могут зайти эти инициативы?
-- Даже один из инициаторов этой резолюции член палаты представителей Том Лантос надеется не столько на исключение России, сколько на поддержание давления на нее и на президента Путина. Но все равно эти люди играют с огнем. Если долго говорить одно и то же, даже не всерьез, случаются всякие глупости.
-- Российские выгоды от членства в элитном мировом клубе очевидны: демонстрация остатков сверхдержавности, поддержка международного статуса. Но какие плюсы имеет от этого Запад?
-- Конечно, можно ответить в том же духе: Россия укрепляет престиж "восьмерки". Но вопрос этот требует пояснений. "Восьмерка" возникла не на пустом месте. Россия и СССР были неотъемлемой частью всех институтов, занимавшихся в прошлом международной безопасностью, начиная от Конгресса Европы середины XIX века. Часть этих структур изжила себя, другие трансформировались, например, в Совет Безопасности ООН. "Восьмерка" дополняет Совбез. Без участия России -- ядерной державы -- такие институты были бы неполноценны.
Да, экономически Россия не равна партнерам по "восьмерке". Но политические решения многих проблем международной стабильности были бы без нее неэффективны. Для стимулирования демократических изменений в России, для сохранения влияния на эти процессы гораздо полезнее иметь Россию в "большой восьмерке", а не за ее рамками.
Беседовал Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон