Время новостей
     N°89, 24 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2001
Рисковые деньги
В нынешнем году Михаэль Шумахер заработает 100 млн долларов
«Миллион за уикенд» -- под такими заголовками в 1993 году выходили сотни статей в спортивной прессе. Речь тогда шла, конечно, о трехкратном чемпионе мира бразильце Айртоне Сенне. Дело в том, что его команда «Макларен» испытывала не лучшие времена, и Айртон, отказавшись подписывать контракт на весь сезон, на нескольких первых гонках чемпионата выступал, получая вышеупомянутый гонорар за каждый отдельный старт. Тогда это было настоящей сенсацией. Самого же Сенну деньги волновали в самую последнюю очередь. «Я не собираюсь рисковать жизнью ради четвертых -- пятых мест», -- говорил он тогда. Тем не менее он и француз Ален Прост стали первыми пилотами, чьи контракты перевалили за отметку 10 млн долларов. Спустя восемь лет в мире гонок «Гран-при» ставки заметно подросли, и в преддверии самого дорогого «Гран-при Монако» уместно будет вспомнить, сколько же зарабатывают те, ради кого зрители готовы выложить по 600 долларов за место у трассы. Правда, следует заметить, что сумма, полученная непосредственно от самой команды, за которую выступает пилот, конечно же, не окончательная, и речь здесь идет о непосредственной работе в качестве гонщика. Помимо этого в «копилку» идут еще и деньги от личных спонсоров, призовые, которые получают абсолютно все участники этапов, и, конечно, прибыль от рекламы.

Так же, как и в прошлогоднем первенстве мира в классе машин «Формула-1», безоговорочным лидером в «гонке за деньгами» является немец Михаэль Шумахер. Его выступления за «Феррари» ежегодно обходятся команде в 30 млн долларов. На сегодняшний день это абсолютный рекорд для «Формулы-1». На этой неделе Шумахер продлил свой контракт до 2004 года, и теперь с учетом многочисленных рекламных обязательств будет получать 106,5 млн.долларов. Однако заслугу в этом с самим Шумми делит и его личный менеджер Вилли Веббер. Личность в спорте, надо сказать, легендарная. За свои кровные 20% от суммы контракта Веббер всегда умудрялся выбивать для своих подопечных астрономические гонорары. Так, для Шумахера-младшего Вилли выхлопотал у прижимистого Фрэнка Ульямса зарплату аж в 7 млн долларов. Для сравнения: колумбиец Хуан-Пабло Монтоя в том же «Ульямсе» получает менее половины от этой суммы. Правда, это его дебютный сезон в «Формуле-1».

После Шумахера-старшего со своими 12 миллионами долларов идет финн Мика Хаккинен, получающий свою зарплату в команде «Макларен». Такой колоссальный отрыв объясняется тем, что богатый титульный спонсор «Мальборо» ушел от «Макларена» к «Феррари». Кстати говоря, и вторые пилоты этих команд получают неравноценные гонорары. Бразилец Рубенс Баррикелло в «Феррари» имеет 5,5 млн, шотландец же Дэвид Култхард на три миллиона меньше. Но поскольку Дэвид в нынешнем сезоне в одиночку сражается с алыми болидами, наверняка его менеджер в скором времени в ультимативной форме потребует увеличения зарплаты.

Есть еще два пилота, чьи гонорары переваливают за 10 миллионов. Это ирландец Эдди Ирвайн из «Ягуара» и канадец Жак Вильнев из «БАРа». Около четырех миллионов долларов каждый зарабатывают в «Джордане» немец Хайнц-Харальд Френтцен и итальянец Ярно Трулли. Другой итальянец, Джанкарло Физикелла, по некоторым сведениям, получает в «Бенеттоне» 7,5 млн. Причем саму команду возглавляет его же личный менеджер Флавио Бриаторе. Около 3 млн долл. за сезон получает француз Жан Алези, выступающий за «Заубер». Замыкают список клуба миллионеров англичанин Дженсон Баттон, немец Хайдфельд и австриец Александр Вурц.

Среди гонщиков есть и те, кто самостоятельно оплачивает свои выступления в «Формуле-1», а деньги это, надо сказать, немалые. Иные из них выкладывают из собственных карманов или карманов своих родителей деньги, подчас покрывающие гонорары достаточно известных гонщиков.

Игорь КРИВИЦКИЙ