|
|
N°99, 09 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звезд больше, чем мест
Московский Международный фестиваль в этом году обещает «добрые» картины
На вчерашней пресс-конференции Московский Международный кинофестиваль обнародовал наконец свою программу. Квентин Тарантино, самый культовый режиссер всех времен и народов, «кинувший» фестиваль два года назад, на этот раз твердо обещал лично представить на открытии вторую часть «Убить Билла». И гордость организаторов не в состоянии умалить даже тот факт, что именно с 18 июня этот фильм выходит в широкий прокат. Гордость тем более законную, что на этот раз, по непонятным пока причинам, звезд, желающих посетить Москву, больше, чем фестиваль в состоянии принять. Точно приедет Мерил Стрип, которой вручат приз имени Станиславского (причем визит в Москву придется на день ее рождения, 22 июня). Увидят москвичи и Изабель Аджани, а также, возможно, Эмира Кустурицу, который пока, из-за гастролей в Париже, еще не подтвердил свой визит, несмотря на обещанный ему приз за вклад в мировой кинематограф. Так что увеличенную в этом году на 13 млн руб. государственную дотацию фестиваль постарался оправдать.
Менее года назад на заседании в тогда еще живом Министерстве культуры было сформулировано, что главным приоритетом фестиваля все-таки должна являться конкурсная программа. Не будучи целиком уверенными, что нынешняя программа будет однозначно одобрена прессой и публикой, руководители ММКФ на этот раз продублировали основной конкурс «Перспективой» -- программой дебютных фильмов, которые в отличие от строгого отбора в конкурс, предполагающего совсем свежие, не засвеченные ни на одном международном форуме ленты, могли быть уже показаны и на других международных фестивалях.
В дебютный конкурс (показы будут проходить в зале ЦДХ) включены наиболее спорные и неоднозначные фильмы. В их числе французская картина «Моя мать» с Изабель Юппер (критики уже написали, что этот фильм оставляет «Пианистку» далеко позади), белорусский фильм «Оккупация. Мистерии», предлагающего нестандартный взгляд на военные события, и первая экранизация произведений Эдуарда Лимонова «Русское» режиссера Александра Велединского.
В основном конкурсе в этом году много больше картин «приятных и добрых». Из них три российские: «Папа» Владимира Машкова (ему прочили судьбу закрывающего фестиваль фильма), дебют Марины Разбежкиной «Время жатвы» и фильм Дмитрия Месхиева «Свои». Закрывать фестиваль будет тоже российский фильм -- «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, в создании которого принял участие «Первый канал» телевидения.
В этом году организаторы лишили внеконкурсную программу привычных авторских циклов, все фильмы будут представлены в общем потоке. Однако терпеливая публика увидит большинство этих картин в прокате, некоторые даже и в самом скором времени. Так что тем, кто ценит все эксклюзивное, имеет смысл сконцентрировать усилия на конкурсах. Тем более что, например, даже фильм -- победитель прошлогоднего ММКФ «Божественный огонь» Мигеля Эрмосо в России не закупили для проката. (В отличие, кстати, от развеселой корейской «Зеленой планеты», которую многие ругали за экстремизм и хулиганство.)
К сожалению, нашумевший фильм Майкла Мура не будет показан: режиссер решил перемонтировать финал, и выход картины в свет перенесен на конец июля. У нас он появится осенью.
Зато вне конкурса будет показано несколько совершенно уникальных авангардистских программ, среди которых ретроспективы фильмов Александра Клюге, классика нового немецкого кино, Роберта Лепажа, канадского театрального и кинорежиссера, а также Алекса Ван Вармердама -- голландского писателя, дизайнера, актера и режиссера: первый и последний лично посетят Москву. Эти сеансы пройдут как в Музее кино (который, возможно, после 1 июня поменяет свой адрес, но, как заверил нашу газету Михаил Швыдкой, точно не будет закрыт), так и в обновленном «Иллюзионе».
Жюри основного конкурса возглавит Алан Паркер, британский режиссер, с 80-х годов работающий в Голливуде. Россию в жюри будет представлять писатель Борис Акунин.
Глеб МЫШКИН