Время новостей
     N°98, 08 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2004
"Мы уже приблизили каждую телебашню к Москве"
Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) практически с самого момента своего основания большое внимание уделяла обсуждению перспектив развития цифрового телевидения в России, привлекая к работе специалистов ведущих отечественных и иностранных компаний. О проблемах, с которыми может столкнуться наша страна при переходе на "цифру", газете "Время новостей" рассказала вице-президент НАТ, заместитель генерального директора ГТРК "Культура" Елена ЗЛОТНИКОВА.

-- Чем нашему телевидению грозит распоряжение Михаила Фрадкова?

-- Я надеюсь, что вы берете слово «грозит» в кавычки. Мне было странно читать прессу, которая комментировала это распоряжение: первое, что возникло в головах у журналистов, -- за голубой экран каждая семья якобы выложит тысячи долларов, сейчас все якобы отключат, а бедные региональные компании якобы без чего-нибудь останутся... Во-первых, это не так. Во-вторых, не замечено главное: на мой взгляд, масштаб этого решения сопоставим с переходом от черно-белого ТВ к цветному. Принятие стандарта определяет стратегию для производителей телевизоров, открывает новый рынок.

-- Вы считаете, что проблем быть не должно?

-- В нашей стране перспективы внедрения системы цифрового вещания обсуждались с 1996 года. Уже существуют экспериментальные наработки. В Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде были запущены опытные зоны цифрового телевидения. В Москве и Петербурге эти проекты работают до сих пор -- например, в Москве это 32-й канал, который стал вполне выгодным бизнес-проектом.

Сейчас в большинстве студий центральных каналов производство программ уже идет с помощью цифрового оборудования, дальше по волоконно-оптическим линиям сигнал идет тоже в цифровом виде. На спутник и через спутник на страну -- тоже в «цифре». То есть уже сегодня сигнал из Москвы до каждой башни в Ростове, Красноярске или Воронеже доходит в «цифре». В качестве при этом он практически не теряет, этим «цифра» и отличается! Фактически мы приблизили каждую башню к Москве. И только последнее звено в цепи -- от башни в каждом городе до телевизора в квартирах -- он идет в аналоговой системе.

Одна часть этой цепи -- башни -- не проблема. Полагаю, не так дорого купить 89 передатчиков. Вот поменять парк телевизоров -- проблема! И проблема не российская, ее пытаются решить в каждой стране. Возвращаюсь к примеру с переходом от черно-белого телевизора к цветному: там было легче -- черно-белые телевизоры принимали тот же сигнал. Принимать же цифровой сигнал аналоговые телевизоры просто не умеют.

-- Руководство РТРС в качестве варианта предложило раздачу бесплатных приставок и введение абонентской платы за цифровое телевидение.

-- Приставки хороши для маленькой страны, где живет немного людей, причем все живут хорошо -- как в Монако или Люксембурге. В России, наверное, можно будет бесплатные приставки раздать отдельным социальным группам -- пенсионерам и т.п.

-- Существуют ли другие схемы решения этой социальной проблемы?

-- Разные страны действуют по-разному. Кто-то бесплатно раздает приставки, чтобы сдвинуть процесс вперед. Кто-то размышляет об административных шагах: назначается год, когда с рынка исчезнут аналоговые телевизоры. То есть в эфире еще соседствуют и «аналог», и «цифра», а телевизоры в продаже -- только "гибридные". С этого дня отсчитывают, например, десять лет, чтобы аналоговые телевизоры исчерпали свой ресурс. После еще раз исследуют, какое количество людей имеет возможность приема. И только затем принимается решение о полном отказе от «аналога».

В России решать, платить или не платить людям за телесигнал, будет правительство. И пока нельзя утверждать, что телевидение с приходом «цифры» станет платным. В любом случае чтобы принимать такое решение, надо, чтобы люди понимали, за что именно они платят. Нужна мотивация, нужно сделать так, чтобы россияне захотели приобрести цифровые телевизоры. Когда человек покупал цветной телевизор вместо черно-белого, он сразу же получал новое качество. Сейчас, когда человек купит декодер или цифровой телевизор, он может не понять сразу, что за радость получил. Тем более если он получит все те же каналы, которые у него были в эфире.

-- Кто и как будет распределять частоты для новых каналов в России?

-- Сначала нужно найти правильный подход к системе лицензирования. Раньше частоты распределяла либо Федеральная конкурсная комиссия, либо лицензионное управление. Под программную концепцию давалась определенная частота, и боже сохрани кому-то ее передать или залезть на нее без спроса. При новой системе вещания на одной частоте в цифровом потоке можно будет передавать пять программ. И что лицензировать, когда заявитель получает 5 мегабит цифрового потока? Раньше одну частоту давали одному вещателю, а теперь как быть -- давать ее пяти вещателям? Тогда как понять, кто и за что на этой частоте отвечает? Или давать лицензию одной компании, которая будет формировать пакет из пяти каналов? В новом законе о СМИ, подготовленном индустриальным комитетом, некоторые соображения по этому поводу есть. Например, можно оставить только СМИ и связь -- вещательная лицензия как таковая исчезнет.

Мы не зря говорили о том, что какое-то время будут существовать и «аналог», и «цифра». Сначала для «цифры» будут давать новые каналы. Уже сейчас связисты разработали 12 частот для вещания цифровых пакетов.

-- Как многократное увеличение количества каналов отразится на рекламном рынке?

-- Бюджет придется делить на большее количество вещателей. В этой ситуации выигрывает промышленность, которая получает огромный рынок. Выигрывает администрация связи -- те, кто владеет спектром, -- как я уже сказала, на одной частоте можно передать четыре-пять программ. Таким образом, высвобождается колоссальной ценности государственный ресурс, который можно продать.

-- Кто же тогда несет бремя расходов?

-- Зрители, которые так или иначе вынуждены будут нести затраты, чтобы участвовать в этом процессе, пусть и добровольно. Естественно, затраты понесут и вещатели. Чтобы быть конкурентоспособными, им понадобится производить новый контент. Если останется тот же пакет программ, то я не очень понимаю, почему человек должен покупать новый телевизор. В ряде случаев -- если разрушена сеть коллективного приема, если с хорошим качеством в городах принимаются две-три программы, если дециметровые каналы малодоступны, если плохо развиты кабельные сети -- люди действительно захотят улучшить качество приема, купив телевизор или декодер.

Кстати, американским вещателям с их стандартом придется еще тяжелее. ATSC ориентирован на телевидение высокой четкости. В Штатах была сделана ставка на голливудскую продукцию. Это должно было способствовать развитию рынка дорогих телевизоров, обеспечивающих телевидение высокой четкости -- Hi definition. Теперь перед американскими телевизионщиками стоит проблема, где взять достойный контент. Зритель просто не поймет, если при таком качестве изображения будут показывать простенькие ток-шоу или новости. Нужны специальные съемки. Каждую программу надо снимать как крупнобюджетный блокбастер.

-- Сколько может стоить программа по внедрению «цифры» в России?

-- Сейчас трудно подсчитать затраты. И здесь главное понимать, что нам ничего не остается, кроме как участвовать в этом процессе, искать самый эффективный, разумный, подходящий для страны, для индустрии способ развития цифрового телевидения. И нет сомнения, что, преодолев временные трудности, мы получим дополнительные стимулы для развития рынка. И кстати, отмечу, что на сегодняшний день страна и телевизионная отрасль соответствуют тем задачам, которые поставил президент. Россия должна стать конкурентоспособной. Внедрение цифровой системы вещания говорит о том, что мы действительно конкурентоспособны. В области телевидения мы ни в чем не отстаем. Этим нужно гордиться.

Бсеседовала Надежда СТЕПАНОВА