|
|
N°98, 08 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хвост виляет «восьмеркой»
США представят доктрину демократического интервенционизма
Сегодня вечером на частном курортном острове Си-Айленд открывается главный политический форум года -- саммит государств «большой восьмерки». Трехдневная встреча начнется с ужина «без галстуков», в котором примут участие супруги мировых лидеров. А главная работа по благоустройству мира начнется в среду утром. «В Си-Айленде обещает быть жарко», -- говорит один из российских дипломатов, имея в виду не столько тропическую жару, сколько содержание дискуссии.
Каждая страна «большой восьмерки», принимающая главную международную встречу года, стремится придать ей собственный национальный колорит. Саммит в Си-Айленде в этом плане глубоко пронизан американским духом: документы, которые предлагается принять, демонстрируют огромные амбиции по благоустройству жизни в планетарном масштабе. При ближайшем рассмотрении, эти документы во многом являются продолжением внешней политики США. Что, в свою очередь, вытекает из сложившегося на сегодня соотношения сил в мировой политике.
Как и в прошлом году главная тема переговоров -- будущее Ирака. США рассчитывают получить от остальной «восьмерки» одобрение проекта новой резолюции Совбеза ООН, которая была внесена 24 мая. Предполагается, что она будет вынесена на голосование в Совбезе уже в ближайшие дни. Это подтвердила вчера на пресс-конференции в преддверии саммита "большой восьмерки" помощник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. Она не назвала более конкретных сроков, но подчеркнула, что работа идет в "очень позитивном ключе" и позволяет рассчитывать на успех. США, по ее словам, не ожидают никаких затруднений при выработке договоренности о пребывании в Ираке многонациональных сил с новыми властями в Багдаде. В то же время в Си-Айленде никаких документов по Ираку принимать не планируется.
А вот вокруг главного документа, который предлагается подписать лидерам «восьмерки», дипломаты продолжают спорить. Речь идет об инициативе «Большой Ближний Восток». Это название отражает не столько географию, сколько идеологию американской политики по отношению к арабскому миру. Инициатива обосновывает необходимость реформ в этом регионе и предлагает целый набор инструментов, которые может использовать «восьмерка» для стимулирования таких реформ. Цель реформ для западного мира предельно ясна: «прививки» демократии и экономических свобод должны вывести Ближний Восток на «правильный» путь развития и снизить опасность исламского экстремизма. «США предложили инициативу, из которой вытекало, что «восьмерка» считает необходимым провести политические и экономические реформы, направленные на формирование гражданского общества, создавать «очаги поддержки демократии», причем делать это независимо от правительств в странах региона», -- говорит один из российских дипломатов. Идеологию программы он оценивает формулой «демократический интервенционизм».
Инициатива предполагает такие программы, как парламентские обмены, тренинги законодателей, судебные реформы, поддержку женского движения и независимых средств массовой информации, борьбу с коррупцией и преодоление неграмотности, а также оказание финансовой помощи.
Эксперты сравнивают «Большой Ближний Восток» по предполагаемым последствиям с целями и эффектами Хельсинкского процесса. Эксперты-пессимисты отмечают, что разрушить СССР, возможно, несколько проще, чем изменить политическую культуру Ближневосточного региона. Чтобы не декларировать эту цель «в лоб», инициатива в результате дипломатических дискуссий получила название «Большой Ближний Восток и Северная Африка». А географические границы инициативы, которые тоже по-прежнему являются предметом споров, на сегодняшний день выглядят так: от Марокко и до Пакистана и от Турции до Судана. Примечательно, что в эти границы по настоянию США «не вписался» Иран. Это заставляет задуматься о том, что в этой стране будут использованы другие инструменты демократизации. Несколько изменилось за последние месяцы (впервые Джордж Буш объявил о подготовке инициативы в ноябре прошлого года) и содержание проекта. Исчезли некоторые наиболее одиозные идеи -- такие как создание на Западе консультативного центра в области шариатского права. По информации газеты «Время новостей», пока нет окончательного решения по вопросу о том, нужно ли создавать региональный банк развития по примеру европейского или азиатско-тихоокеанского.
Оппозиция «Большому Ближнему Востоку» достаточно серьезна. Против демонстративности изложения и прямолинейности идеологии не только большинство стран «подопытного» региона, но и как минимум три страны «восьмерки» -- Франция, Россия, Германия. Если страны Ближнего Востока и нечаянно угодившие в одну с ними «корзину» государства Северной Африки не могли расценить инициативу иначе как грубое вмешательство в их внутренние дела, то Париж, Москва и Берлин доказывали коллегам из Вашингтона, что содействие реформам можно оказывать только по просьбе властей. Официальный представитель МИД России Александр Яковенко заявил вчера: «В России разделяют общую цель предложенной американским председательством инициативы -- содействовать устремлениям стран региона к модернизации и решению накопившихся политических и социально-экономических проблем. При этом Россия исходит из того, что проведение реформ -- дело прежде всего самих стран региона. Задача "восьмерки" -- оказывать этим государствам возможное содействие в соответствии с их пожеланиями". По его словам, "проблематика продвижения процессов урегулирования арабо-израильского конфликта, а также иракского кризиса будет, видимо, стоять во главе угла предстоящей дискуссии по налаживанию партнерства с государствами Ближнего Востока и Северной Африки".
Критические комментарии ближневосточных политиков различались разве что нюансами лексики. «Демократические реформы нельзя навязывать извне», -- говорил президент Египта Хосни Мубарак. Хотя и на Ближнем Востоке есть партнеры США, готовые поддержать план Вашингтона, -- к примеру, Кувейт, Иордания, Катар, Йемен и ряд других.
И в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке всем давно стало понятно: принятие инициативы неизбежно. Ближневосточным лидерам оставалось действовать по формуле: не можешь остановить процесс -- попробуй его возглавить. Результатом этого стало принятие по инициативе Египта Лигой арабских государств документа «Курс на развитие и модернизацию арабского мира» в конце мая. Этот документ основан на тезисе о том, что реформы должны проводиться, но с учетом традиций ислама. Кроме того, теперь Америке приходится говорить о поддержке арабского плана, а не о продвижении своего. Именно эту точку зрения, по-видимому, будет отстаивать в Си-Айленде Владимир Путин. Характерно, что после саммита Лиги арабских государств в Москву приезжал египетский президент Хосни Мубарак.
А в Си-Айленд г-н Мубарак не приедет. Как и представители Саудовской Аравии, президент Египта отклонил предложение участвовать в специальном ланче для стран «Большого Ближнего Востока». А поскольку многих других глав государств региона в Си-Айленд не пригласили вовсе, за один стол с лидерами «восьмерки» сядут представители семи стран: Афганистана, Алжира, Бахрейна, Иордании, Турции Йемена и Ирака.
Важным событием в рамках саммита будет и двусторонняя встреча президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша. Уровень отношений лидеров России и США позволяет им обсуждать любые вопросы, заявила Кондолиза Райс, отвечая на вопрос о темах, которые могут быть затронуты на встрече президентов. Она отметила, что между лидерами двух стран установились очень хорошие отношения. "Это большой плюс, это помогает решать все имеющиеся вопросы", -- сказала она. Г-жа Райс предположила, что на встрече с главой российского государства Буш "обязательно захочет услышать об успехах, которых добилась Россия на пути экономических реформ". В целом, по словам Райс, у США установились хорошие отношения с Россией, и Вашингтон и Москва ведут постоянный диалог. Она отметила, что Россия является партнером США в области борьбы с терроризмом, а также с распространением оружия массового поражения. "Россия, в частности, сыграла большую роль в улаживании противоречий вокруг ядерной проблемы КНДР", -- сказала советник президента США. Кроме того, исходя из ее слов о том, что Америка заинтересована в развитии энергодиалога с Россией, которая является крупным поставщиком энергоресурсов, можно предположить, что будет затронута тема увеличения поставок российской нефти на мировой рынок.
Вечером 9 июня лидеры "большой восьмерки" будут обсуждать вопросы безопасности. Результатом этих дискуссий станет принятие ряда документов: плана действий по нераспространению ядерного оружия и его компонентов, развитию глобального партнерства и инициативы по безопасному и упрощенному перемещению граждан через границу, документа по борьбе с коррупцией. За ужином участники саммита в свободном режиме обменяются мнениями по региональным вопросам. 10 июня лидеры "большой восьмерки" обсудят развитие экономик развивающихся стран, а также проблемы борьбы с полиомиелитом и голодом. Они также отобедают вместе с приглашенными лидерами африканских государств.
Международный пресс-центр саммита «большой восьмерки» в Саванне, штат Джорджия, в воскресенье пришлось временно закрыть из-за того, что у одного из работников-волонтеров пресс-центра были замечены симптомы вирусного менингита. Работник с подозрением на вирусный менингит был доставлен в местный госпиталь для оказания медицинской помощи. «Закрытие здания было временной мерой предосторожности», -- заявил представитель пресс-службы саммита Барри Беннетт. По его словам, работа международного пресс-центра была возобновлена примерно через 15 минут после получения соответствующих рекомендаций медицинских специалистов.
Андрей ДЕНИСОВ, Си-Айленд