|
|
N°98, 08 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С корабля на балл
МВД добивается возврата к советской системе наказания водителей
На чистку своих рядов от «оборотней в погонах» работники ГИБДД, похоже, решили ответить ужесточением санкций против автолюбителей. Руководители автоинспекции, два года критиковавшие новый Кодекс об административных правонарушениях за излишний, в их понимании, либерализм, перешли от слов к делу. И начали широкомасштабное наступление на законодательную власть с целью этот кодекс переписать. Желательно -- в максимально приближенном к советским нормам виде. Заручившись поддержкой МВД и прокуратуры, гаишники инициировали вчера парламентские слушания в Совете Федерации, где потребовали от сенаторов немедленного ужесточения санкций к нарушителям правил дорожного движения.
Сначала собравшихся сенаторов по традиции напугал катастрофическим ростом печальной статистики замминистра внутренних дел Александр Чекалин. По данным силовиков, в минувшем году количество ДТП выросло на 2,5%, а число погибших увеличилось на 5%. Ответственность за это генерал возложил на либеральное законодательство. По его словам, в минувшем году было задержано более миллиона водителей, управлявших автомобилем в нетрезвом виде, однако привлечь к ответственности удалось лишь пятую часть. Наложенный инспектором штраф в прошлом году заплатила лишь четверть автомобилистов, остальные просто проигнорировали выписанное постановление. Более того, по словам генерала, 15% ДТП совершается водителями, вообще не имеющими водительских удостоверений.
Чтобы исправить ситуацию, г-н Чекалин призвал верхнюю палату поддержать внесенные МВД предложения по возврату к «балльной» системе контроля за злостными нарушителями, позволяющей изымать водительское удостоверение после определенного количества нарушений и отправлять водителя на переэкзаменовку. Генерал также потребовал ужесточить ответственность за превышение скорости более чем на 40 км в час. «Штраф за такое нарушение сегодня равняется штрафу за безбилетный проезд в автобусе», -- посетовал он. В заключение замминистра в очередной раз потребовал разрешить инспекторам ГИБДД использовать алкотестеры на месте задержания, не отправляя вызывающих подозрение водителей для освидетельствования в либеральные медучреждения.
Досталось и частным автошколам -- по словам Александра Чекалина, сегодня большинство школ имеют от одной до пяти машин, что не может обеспечить необходимую практику вождения для всех учащихся. По мнению генерала, необходимо объединение частных школ в крупные центры подготовки водителей. Выступление коллеги горячо поддержал и заместитель генпрокурора России Владимир Колесников, который призвал сенаторов подумать и об уголовной ответственности для водителей -- правда, лишь за причинение легких и средних телесных повреждений в ДТП. По действующему закону, статьи УК используются лишь в том случае, если во время аварии нанесен тяжкий вред здоровью.
Вчерашние требования силовиков ужесточить санкции против недисциплинированных водителей были озвучены не впервые. Более того, некоторые из них ранее поддерживались руководителями прежнего кабинета министров. В частности, за увеличение до 600 руб. размера минимального штрафа за нарушение ПДД высказывался бывший вице-премьер Владимир Яковлев. Однако если раньше подобные проекты вызывали только протесты, то теперь они имеют все шансы обрести силу закона. По крайней мере, спикер Совета Федерации Сергей Миронов согласился вчера с тем, что действующий всего два года КоАП устарел и нуждается в корректировке для усиления взаимной ответственности водителей и государства.
Да и влиятельные региональные лидеры, похоже, готовы внести свою лепту в работу над ПДД. Например, мэр Москвы Юрий Лужков призвал вчера сенаторов не церемониться с водителями и ужесточить наказание за нарушение правил парковки. По его мнению, следует использовать европейский опыт по взысканию с неплательщиков штрафов через суд с пенями и процентами.
Правда, мэр Москвы, не оставив автомобилистам ни единого шанса на легкую жизнь, неожиданно свернул на больную для себя тему налогового законодательства. По его словам, ни о какой безопасности дорожного движения не может быть и речи, пока в стране не будет дорог. Он в очередной раз заявил, что ликвидация территориальных дорожных фондов в 2000 году была «государственной ошибкой», так как нынешняя система финансирования себя не оправдала -- акцизы, переложенные с нефтеперерабатывающих заводов на заправки, не собираются. «Дорожное строительство стало делом вкуса чиновников: даст Минфин денег -- будем строить дороги, не даст -- будем довольствоваться тем, что есть. Но в Москве 3 млн автомобилей, ежегодный прирост составляет 200 тыс., а объем дорожного строительства по сравнению с 2000 годом снизился в 2,5 раза. Дороги в России -- это не просто дорожное движение, это темп жизни государства. Пока же у нас сделано все для того, чтобы дураки и дороги присутствовали тут совместно», -- возмущался мэр, очевидно, забыв о том, что инициаторы изъятия у регионов дорожных фондов сохранили свои посты в новом правительстве.
Впрочем, дабы окончательно не запугивать автомобилистов, которые обладают не только машинами, но и избирательным правом, представители как законодательной, так и исполнительной власти принялись дружно критиковать закон об ОСАГО, требуя его корректировки. Правда, совсем не в направлении уменьшения тарифов, на что так надеялись автолюбители. По словам руководителей МВД, автоинспекторы рассчитывали, что обязательное страхование позволит сократить число вызовов на ДТП, так как мелкие происшествия будут оформляться водителями самостоятельно на уровне обмена полисами. На деле же получилось наоборот, теперь инспекторов вызывают регистрировать любую царапину. Юрий Лужков напомнил, что Москва потратила массу средств на спецтехнику для инспекторов, чтобы минимизировать время регистрации и фотометрии ДТП и как можно скорее убирать мешающие движению автомобили с проезжей части. Однако если раньше в Москве регистрировалось 200 ДТП в день, то с введением ОСАГО количество вызовов увеличилось в семь раз -- до полутора тысяч.
Несмотря на резкую критику «автогражданки», присутствовавший на слушаниях в сенате глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль, похоже, считает, что компаниям, зарабатывающим на ОСАГО, не стоит ждать таких неприятностей, какие уготованы автомобилистам. «Когда закон об ОСАГО принимался, МВД выступало категорически против него, теперь же речь идет лишь о корректировке закона с тем, чтобы ДТП без пострадавших оформлялись водителями самостоятельно, без участия инспектора ДПС», -- с улыбкой пояснил он корреспонденту газеты «Время новостей».
Александр ГУДКОВ