|
|
N°97, 07 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Город без таджиков
Уральская прокуратура расследует новый национальный вопрос
Прокуратура Октябрьского района Екатеринбурга возбудила уголовное дело о разжигании межнациональной розни в отношении руководителей фонда «Город без наркотиков». Заявление с требованием привлечь к ответственности президента фонда Андрея Кабанова, соучредителя «ГБН» Андрея Санникова и депутата Госдумы РФ Евгения Ройзмана было подано руководителем таджикского культурного сообщества в Свердловской области «Сомон» Фарухом Мирзоевым. Поводом для этого послужил устроенный 10 мая сотрудниками фонда митинг, где таджики были названы наркоторговцами и моджахедами.
Между тем в самом фонде считают, что итогом следствия станет решение о закрытии уголовного дела. Евгений Ройзман признался, что это не первое дело, которое оппоненты общественной организации возбуждали против ее руководителей, но до сих пор ни одно из обвинений не нашло подтверждения. Депутат отметил, что истинной причиной проведения митинга и всех заявлений сотрудников фонда была проблема безвизовых отношений с Таджикистаном, которые только на Среднем Урале привели к увеличению нелегальной таджикской диаспоры до 150 тыс. человек. «Если мы не будем принимать меры, то скоро Урал станет Косово номер два. В начале мая прошлого года в Екатеринбурге таджик Содонов зарезал четырех русских мальчишек, и на следующий день горожане вышли на улицы, начались беспорядки. 30 апреля этого года на Широкой речке на местную жительницу напали нелегалы-таджики, которые хотели ее изнасиловать. Местным жителям удалось отбить несчастную, и мы организовали митинг, чтобы собрать подписи за введение визового режима с Таджикистаном», -- утверждает г-н Ройзман.
Стоит отметить, что екатеринбуржцы, поддержавшие экс-президента фонда Евгения Ройзмана на выборах полгода назад, поддерживают его и сейчас. По итогам опроса, проведенного Центром мониторинга и стратегических экспертиз, 80% горожан поддерживают срочный ввод визового режима с Таджикистаном, а 60% предлагают и вовсе начать депортацию таджиков. Г-н Ройзман считает, что это естественная реакция людей на проблему, -- из 150 тыс. таджиков, проживающих в Свердловской области, официально зарегистрированы всего 500. Кроме того, согласно отчету таможни екатеринбургского аэропорта Кольцово, на долю граждан Таджикистана за два последних года пришлось 92% всех задержанных наркокурьеров.
Естественно, что свердловские власти в силу своих способностей реагируют на настроения жителей. На прошлой неделе администрация области провела заседание антитеррористической комиссии, на котором была рассмотрена проблема незаконной иммиграции. Как рассказала первый вице-премьер по экономическому развитию свердловского правительства Галина Ковалева, регион нуждается в рабочих руках, и нет ничего удивительного, что спрос покрывается за счет нелегалов. При этом она отметила, что привлечение к работе иностранных рабочих дает пока только положительные результаты. Так, чилийцы помогли свердловским предпринимателям открыть производство керамической плитки.
В «Городе без наркотиков», до недавнего времени пользовавшемся поддержкой областных властей, на заявления г-жи Ковалевой и ее коллег, утверждающих, что национальный вопрос в повестке дня на Урале не стоит, внимания не обращают. Новый объект для критики -- посол России в Таджикистане Максим Пешков, которого соратники г-на Ройзмана обвиняют в предательстве интересов РФ, поскольку он выступает за вывод российских пограничников, протестует против ввода виз и указывает на рост российских инвестиций в Таджикистан.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург