|
|
N°98, 08 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Северокорейский долг Китаю
Накануне сезона лова крабов военные Северной и Южной Кореи договорились об установлении прямой связи и использовании одинаковых радиочастот. Эти ограниченные меры доверия призваны помочь им обезопасить себя от повторения кровопролитных военных инцидентов на море, имевших место в 1999 и 2002 годах.
Договорились военные и о прекращении с середины августа взаимной пропаганды. Из области «ожидаемого позитива» -- соглашения о соединении в октябре железных и шоссейных дорог Севера и Юга, об установлении единого руководства на строящемся северокорейском индустриальном комплексе в городе Кэсон. Но уверенности в выполнении этих обещаний нет.
Генералы из двух Корей пока не договорились о морской границе. Она признана Сеулом и ООН, но не Пхеньяном. Отсутствие согласованной границы как раз и является источником военных инцидентов, особенно в период летней путины.
Чтобы понять глубинные причины нынешней переговорной активности Пхеньяна, надо обратиться к текущей фазе развития северокорейского ядерного кризиса. В диалоге КНДР--США наступила пауза. Однако Пхеньян не отказывается от главной цели -- обменять военную ядерную программу на гарантии безопасности и экономическую помощь со стороны США. Вашингтон полагает, что такой размен нанесет удар по системе нераспространения ядерного оружия. США готовы к нормализации отношений с КНДР лишь после того, как Север доказательно завершит собственное ядерное разоружение.
В Пхеньяне понимают, что до президентских выборов в США ждать каких-то уступок от американцев трудно. А вот в случае победы осенью в США кандидата от демократов можно будет попытаться повторить сделку десятилетней давности -- тогда администрация Клинтона обменяла замораживание военной ядерной программы КНДР на американскую помощь.
Пока же Пхеньян маневрирует, ставя перед собой четкие цели. Во-первых, ему нужно показать мировому сообществу готовность к переговорам и тем самым попытаться перевести стрелки на США, якобы «тормозящие» движение к компромиссу. Во-вторых, КНДР хочет получить дополнительную экономическую помощь от Сеула, сыграв на стремлении нового южнокорейского руководства проводить независимую линию во внутрикорейских делах. В-третьих, и это, возможно, главное, Пхеньян хочет вернуть "долг" Пекину.
В последние полгода северокорейская тема стала предметом политического взаимодействия Пекина и Вашингтона. Жесткое давление администрации Буша на Тайбэй заставило недавно переизбранного президента Тайваня Чэнь Шуйбяня смягчить высказывания о независимости острова. В ответ КНР делает все возможное для удержания Пхеньяна в рамках многостороннего переговорного процесса. Этого и хочет Вашингтон. В обмен на участие в шестисторонних переговорах Китай оказал КНДР солидную экономическую помощь, в том числе поставками нефти и электроэнергии. Чтобы рассчитывать на дальнейшую помощь из Пекина, Пхеньян вынужден демонстрировать переговорную активность.
Однако Пхеньян по-прежнему не проявляет желания прекратить политику ядерного шантажа, ставшего главной причиной кризиса в Корее. Север пока не собирается осуществить доказательное и необратимое ядерное разоружение. А ведь лишь после этого возможно продвижение к прочному миру в Корее.
В конце июня в Пекине пройдет очередная шестисторонняя встреча по северокорейскому ядерному кризису. К сожалению, ждать от этого мероприятия продвижения не приходится. Пятерка стран в лице США, Китая, России, Японии и Южной Кореи до сих пор не может договориться о скоординированном давлении на Пхеньян с целью ядерного разоружения. Пока между пятеркой собеседников Северной Кореи не будет единства по этому вопросу, не будет и реальных перспектив выхода из пхеньянского ядерного тупика.
Василий Михеев, член-корреспондент РАН, председатель программы «Азиатская безопасность» Московского центра Карнеги