|
|
N°98, 08 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шпионские игры на свежем воздухе
Юбилейный фестиваль в Сочи перевалил за половину
Первая неделя «Кинотавра» пронеслась стремительно и, кажется, без сенсаций: в программе основного конкурса демонстрировались в основном фильмы, уже известные кинематографической общественности («72 метра» Владимира Хотиненко, «О любви» Сергея Соловьева), прочие же премьеры (среди которых «Черный мяч» Хусейана Эркенова, «Смерть Таирова» Бориса Бланка, «Слова и музыка» Ивана Соловова) особенных споров не вызвали и были скорее «приняты к сведению». Наиболее ожидаемые фильмы еще впереди -- среди них в первую очередь выделяются картина «Шиза» Гульшад Омаровой, уже успевшая побывать в Канне, прошедший в рамках последнего Берлинского фестиваля фильм «Я тебя люблю» Дмитрия Троицкого и Ольги Столповской, наконец, новый, кажется, никем еще не виданный «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского (любопытно, что это первый в истории отечественного кинематографа фильм, в названии которого поминается воспетый Шелли барон -- пусть даже и в явно иносказательном смысле) и «Водитель для Веры» Павла Чухрая, которого кое-кто из критиков уже успел посмотреть в рамках проходящего в Сочи кинорынка и счесть одним из наиболее вероятных претендентов на первый приз. Пока же основное время отдано весьма внушительному (39 названий) конкурсу «Короткий метр», причем среди конкурсантов тут можно поймать не только крохотки-кинозарисовки, но и вполне солидные, полу- и просто часовые работы.
Тем временем в Сочи стартовал и международный фестиваль. На открытии показали свежайший франко-итало-испанский фильм «Тайные агенты» Фредерика Шендерфера («Сцены преступления») с Венсаном Касселем и Моникой Белуччи. На первый взгляд кино кажется образцовым французским блокбастером последнего времени, запутанной шпионской историей о попытках агентов французской секретной службы обезвредить очередного международного злодея (им, понятное дело, оказывается русский бизнесмен, а по совместительству мафиози Игорь Липовский): тут есть и проглоченный в самый последний момент микрочип с важной информацией, и чудо-приборы, позволяющие агенту отследить что угодно, а самому остаться незамеченным, и даже акулы, явно ненадолго заплывшие в фильм Шендерфера из экранизаций Питера Бенчли. Но привычного джеймсбондовского драйва нет и в помине; шпионы предстают на экране людьми несчастными и смертельно усталыми -- они явно уже давным-давно наигрались в хитрые разведчицкие причиндалы. Да и начальство их показано весьма специфическими господами, которые ради успеха готовы жертвовать людьми с хладнокровием шахматистов-любителей. Контраст между хай-тековским современным исполнением и мрачноватым пессимистическим настроем, напоминающим социально-политические триллеры 70-х годов, может прийтись по вкусу далеко не всем, но даже те, кто поначалу на фильме откровенно скучал, ближе к середине помимо собственной воли проникались его настроением.
«Тайные агенты» очевидно и вряд ли бессознательно рифмуется с проходящей в Сочи традиционной ретроспективой, где подобраны жанровые фильмы, снятые «под красным знаменем», -- старые советские ленты и картины бывших соцстран. В прошлые года можно было увидеть «краснознаменные» мюзиклы и вестерны, теперь пришла пора шпионских картин. В рамках ретроспективы, названной «Шпионы, шпионы, кругом одни шпионы», уже показали знаменитую «Ошибку инженера Кочина» (1939) Александра Мачерета с Любовью Орловой, Михаилом Жаровым и Фаиной Раневской, классический советский «нуар» о бдительности и интернационализме, памятный помимо прочего еще и тем, что соавтором сценария (по мотивам «Очной ставки» Льва Шейнина и братьев Тур) был Юрий Олеша, «Тень у пирса» (1955) Михаила Винярского -- пример образцово-показательной истории о контрразведке в приморском городе, где шпионы узнают друг друга по обломкам расчески, диверсантов вводят в заблуждение фальшивыми взрывами, а доблестные чекисты практически все знают заранее, наконец, главное открытие ретроспективы -- «Поединок» (1944) Владимира Легошина, совершено замечательный фильм (по сценарию помянутых уже братьев Тур и Льва Шейнина) о безуспешных попытках фашистов похитить военного изобретателя Леонтьева, пример совершенно невероятных, не снившихся и Владимиру Сорокину соцреалистических диалогов и ситуаций и поразительной кинематографической культуры. В лучших эпизодах «Поединок» практически неотличим от предвоенных параноидальных триллеров Альфреда Хичкока вроде «Саботажника». Более того -- невинная с виду бабушка, которая в результате оказывается старой немецкой шпионкой, статью и надменным выражением лица оказывается феноменально похожа на самого Хичкока! Если утренние просмотры будут и дальше радовать ценителей подобным продуктом (на очереди -- «Выстрел в тумане» Анатолия Бобровского, болгарский «Золотой зуб» Антона Мариновича, немецкий «Черный бархат» Хайнца Тиля и еще несколько столь же лакомых названий), то шпионская ретроспектива вполне может претендовать на звание самой удачной и полезной кинопрограммы юбилейного «Кинотавра».
Наконец, под рубрикой «В ожидании премьеры» до прискорбия нечастые зрители смогли пока увидеть «Игрока» Дарио Ардженто -- последний фильм недавнего безусловного классика и патриарха итальянского киноужаса. От его нового фильма мало что ждали -- предыдущие работы уставшего маэстро («Призрак оперы» и «Неспящий») были до очевидности кризисными, да и первые отзывы на «Игрока» -- истории о женщине-полицейском (Стефания Рокка), вступившей в интерактивную игру в покер на выживание с таинственным серийным убийцей, -- были довольно кислыми. Тем не менее Ардженто скоре обрадовал -- возможно, его фильм может огорчить отсутствием привычных кровавых эффектов (постоянный соратник Ардженто мастер спецгрима и трюков Серджио Стивалетти на месте, но ведет себя весьма скромно -- даже протыкание горло крюком он умудрился подать без единой капли «кроваво-красного»), но на фоне вполне предсказуемого и вроде бы даже несолидного для Ардженто сюжета то и дело мелькают прежним неземным блеском осколки настоящего «джалло» -- специфического итальянского триллера, славного своей атмосферой и приобретшего культовый статус во всем мире во многом из-за Ардженто. Может быть, он и не в лучшей форме -- но это именно тот режиссер, которого мы так и не смогли разлюбить за долгие годы.
Подпись: Моника Белуччи и Венсан Кассель хороши и в "Тайных агентах"
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ, Сочи