|
|
N°97, 07 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все ночи, полные огня
«Гарри Поттер и узник Азкабана» на московских экранах
Хроника третьего года пребывания Гарри Поттера в школе чародейства и волшебства Хогвартс вышла в наш прокат одновременно с американской премьерой, так что его кассовые результаты станут известны только сегодня. Но и не имея заветной статистики, в успехе фильма можно не сомневаться: кажется, Гарри Поттер остался единственным персонажем в этом году, которому под силу сместить с места лидера хит-десятки второго «Шрека» (на прошлой неделе одолеть зеленого тролля не смог даже заведомый блокбастер Роланда Эммериха «Послезавтра» со всеми своими смерчами и цунами). Но если чуда и не произойдет, в Хогвартсе имеют полное право устроить внеплановый выходной и угощение -- «Узник Азкабана» удался на славу.
Во многом это связано с тем, что снимавшего первые две серии Криса Коламбуса -- неплохого режиссера, но магла до мозга костей -- сменил Альфонсо Куарон, в чьих магических задатках сомневаться не приходится. Большинство зрителей помнит его в первую очередь по нашумевшему фильму «И твою маму тоже» (2001), но еще до этого Куарон зарекомендовал себя в качестве чудного «рассказчика на ночь», сняв «Маленькую принцессу» (1995) по известному детскому роману Фрэнсиса Ходжсона Бернетта и осовремененную версию диккенсовских «Больших надежд» (1998). Произошла и еще одна замена, к сожалению, более печальная -- покойного Ричарда Харриса в роли профессора Дамблдора сменил Майкл Гэмбон.
Так или иначе, а третий фильм оказался на сегодня безусловно лучшим. И заставляет повнимательнее присмотреться к истории взросления маленького мага даже тех, кто в свое время не поддался поттеромании в полной мере. Теперь хочешь не хочешь, а книжки прочитать придется: дела в Хогвартсе принимают все более занимательный и интригующий оборот.
На сей раз подросший, уже тринадцатилетний Гарри (Дэниэл Рэдклифф) сбежал из «дома» своих приемных родителей Дурслей, на прощание нарушив одно из основных правил волшебников: ни в коем случае не колдовать вне школы. Но в Хогвартсе беглецу и нарушителю скорее рады: ибо из магической тюрьмы Азкабан сбежал Сириус Блэк (Гэри Олдман), обвиняемый в убийствах и пособничестве Тому, О Ком Не Говорят. Блэка уже видели в окрестностях школы, и старшие маги не без основания подозревают, что Гарри грозит серьезная опасность... Впрочем, на этом стоит остановиться, ибо поклонники книги и так заранее знают, что в этой истории не все однозначно, а тем, кто придет внимать приключениям на голубом глазу, нет смысла портить удовольствие от дальнейших сюжетных поворотов -- им имеет смысл самостоятельно узнать, чем кончится дело. Специалисты-поттероманы, правда, отметили, что в третьей части как-то ушел на задний план Тот, О Котором Не Говорят, да несколько замылена история с отцом Гарри -- так что появление в кульминационной сцене ослепительного оленьего силуэта может быть воспринято неофитами как галлюцинация. И только при наличии определенных дедуктивных способностей можно провести параллель между оленем и прозвищем Сохатый, мелькнувшем на волшебной Карте Мародеров, доставшейся Гарри.
Но это не страшно, тем более что каждый новый том поттерианы толще предыдущего как минимум на сотню страниц, а стало быть, купюры неизбежны. К тому же кроме собственно интриги в фильме есть на что обратить внимание. Сам Хогвартс по сравнению с «Философским камнем» и «Тайной комнатой» изменился -- в нем прибавилось паутины, трещин на вековых стенах, эшеровских лестниц, ведущих из ниоткуда в никуда, темных коридоров и общей, вполне адекватной моменту, мрачности. «Поттер» растет вместе со своими основными зрителями, которых уже не увлечешь одним только залихватским квиддичем под ярким солнцем: растущий организм требует чего-то пострашнее и позаковыристее. Тут убеждаешься, что «Поттер» -- сказка все-таки предельно современная, адекватная своему времени и в кинематографической ипостаси. Еще лет десять назад сцена противоборства двух оборотней, снятая с тем уровнем достоверности и дотошности, каковой можно лицезреть в «Узнике Азкабана», могла появиться разве что в серьезном, «взрослом» фильме ужасов -- но никак не в детском суперхите. За время просмотра не раз и не два преисполняешься радости, что тебе уже не десять лет, -- многие сцены вгоняют в дрожь вне зависимости от возраста и уровня насмотренности. Вырос не только спецэффектный градус, но и уровень актерской игры -- вопреки опасениям, переходный возраст пошел на пользу и Рэдклиффу-Поттеру, и Эмме Уотсон (сыгравшей, как и раньше, Гермиону Грейджер), и Руперту Гринту в роли Уизли (последний с годами приобретает все более очевидное и отрадное физиономическое сходство с Юрием Никулиным и, того гляди, вырастет в совершенно роскошного характерного актера). Блистателен Дэвид Тьюлис в роли профессора Люпина -- видно, что актер, работая над ролью, не раз вспоминал себя же в образе Поля Верлена, сыгранного в «Полном затмении» Агнешки Холанд. И, конечно, вне конкуренции Сириус Блэк. Сыгравший его Олдман появляется на экране ненадолго и ближе к финалу -- но до этого его оживший портрет, в немом оскале поворачивающийся то в фас, то в профиль под надписью «Вы не видели этого волшебника?», мелькает на каждой колонне и каждой стене Хогвартса -- и пока он есть в кадре, смотреть ни на что другое нет решительно никакой возможности. Олдман скалится так, что начинает казаться: реши на студии Metro-Goldwin-Mayer сделать новую версию своей знаменитой заставки, то лучшего кандидата на место привычно рычащего льва, чем Олдман, им просто не найти.
Так что смотреть третьего «Поттера» можно и нужно. А следующая серия -- в которой Гарри столкнется с настоящей смертью, и все будет еще более серьезно и по-взрослому -- ожидается с немного смущающим, но вполне ощутимым нетерпением.
P.S. Помимо обычных кинотеатров третий «Гарри Поттер» вышел на экраны и в специальной IMAX-версии. Подобно второй и третьей «Матрицам», кино прошло специальную цифровую обработку и на экране, размером с поле для квиддича, должно производить эффект совсем уж невероятный.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ