|
|
N°97, 07 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Буш забыл о советском солдате
Лидеры государств отпраздновали высадку союзников в Нормандии
История не знает случайностей -- экс-президент США Рональд Рейган умер ровно двадцать лет спустя после того, как он превратил пляжи Нормандии в арену величественного спектакля, воспевающего храбрость и великодушие американских солдат, сражавшихся с нацизмом. 6 июня 1984 года во время визита во французский северный департамент Кальвадос, что поблизости от десантных плацдармов 1944 года «Юта-Бич» и «Омаха-Бич», Рейган прочел необычайно проникновенную речь, вогнавшую ветеранов в слезы. «Зацепившись за этот клочок земли, взяв штурмом вершины скал, они начали освобождать европейский континент», -- говорил про американских солдат тогдашний хозяин Белого Дома.
Теперь на местах боев собрались другие люди. Церемония, в которой приняли участие 23 руководителя, представлявшие 17 государств, проходила в обстановке повышенных мер безопасности. Более 30 тыс. полицейских и жандармов охраняли мировых лидеров. Вдоль всех дорог, ведущих от аэропортов в город Кан, где проходили главные мероприятия, расставили турникеты и металлические барьеры. Огромный кусок нормандской территории оказался отрезанным от остального мира -- в зону повышенной безопасности даже местных жителей пускали только по пропускам. Торжества открыли Жак Ширак и Джордж Буш, прилетевший в Кан из Парижа с опозданием -- президентский самолет никак не мог приземлиться в Нормандии из-за тумана (из-за опозданий сорвалась торжественная церемония фотографирования лидеров).
На американском кладбище в Кольвилле, где похоронены 9386 "джи-ай", Жак Ширак заявил, что Франция никогда не забудет, чем она обязана Америке и всем союзникам, благодаря которым Европа может жить сейчас в условиях мира, свободы и демократии. Рассуждая о демократии, хозяин Елисейского дворца уточнил, что "ее идея заложена в Хартии ООН". Многочисленные обозреватели поспешили заключить, что Ширак напомнил таким образом Бушу о необходимости соблюдения международного права.
Джордж Буш был убедителен и лаконичен. В речи, изобилующей цитированием свидетельств очевидцев событий 6 июня 1944 года, он сказал, что союз Европы и Соединенных Штатов, закалившийся в годы войны, по-прежнему остается "сильным и необходимым".
Апогеем празднеств стал военный парад в приморском городке Арроманш. Для участия в нем прибыл и Владимир Путин, успев, кстати, вовремя. Президентский самолет сел в маленьком аэропорту "Сен-Гатьен", что в девяти километрах от знаменитого нормандского курорта Довилль, столь любимого новыми русскими (у посольства РФ там даже есть своя дача). От Довилля президент Путин по живописной автостраде поехал в Кан. Перед отлетом в Нормандию российский лидер направил послание ветеранам -- союзникам по антигитлеровской коалиции. От имени российского народа он выразил "огромную, искреннюю благодарность" ветеранам за их "исторический подвиг". "Открытие второго фронта стало важным вкладом в победу, -- отметил Владимир Путин. -- Вы вместе с воинами Красной армии исполнили свой долг, разгромили агрессора, вернули народам Европы мир".
Президент Ширак не остался в долгу и воздал на церемонии в Арроманше дань памяти «героическим солдатам Красной армии, которые под Москвой, в Сталинграде, под Курском открыли путь для неудержимого продвижения» к разгрому нацизма. А вот речь Джорджа Буша в Кольвилле грешила старым умолчанием о вкладе в победу советского солдата. «В Европе американские солдаты разделили тяжкий груз войны с британцами, канадцами, чехами, поляками и другими народами, которые понемногу освободили Европу от нацистов», -- сказал Буш. Впрочем, прогресс все-таки есть. На пятидесятилетие высадки союзников в Нормандии Россию даже не пригласили. Десять лет спустя Штаты снисходительно включили нас в число "других народов".
Петр РОЗВАРИН, Париж