Время новостей
     N°97, 07 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2004
Минимализм с переплатой
Народный автомобиль от Renault может оказаться слишком дорогим
По самолюбию многих наших соотечественников, убежденных в том, что с недавних пор европейцы почитают россиян за нуворишей, сорящих стодолларовыми банкнотами, нанесен сильный удар. Концерн Renault представил в конце минувшей недели свой новый автомобиль, ориентированный на восточноевропейские страны, Азию и Россию. Главная отличительная особенность новой модели Logan -- урезанная до минимума себестоимость. По словам президента компании Renault Луи Швейцера, сборка этой машины в Восточной Европе позволит уместить все производственные расходы в 5 тыс. евро. До этого момента зарубежные гиганты автоиндустрии не позволяли себе предлагать российскому рынку, на котором уже официально появились даже Ferrari и Mazeratti, столь откровенно дешевую продукцию. Следы экономии бросаются в глаза при первом же взгляде на Logan изнутри: обшивка салона выполнена из пластика, который, кажется, можно повредить даже неудачным движением локтя, а для регулировки вручную боковых зеркал придется вспомнить далекое прошлое, когда эта нехитрая процедура требовала предварительного вращения ручки стеклоподъемника.

Впрочем, если не принимать во внимание те аспекты национальной гордости великороссов, которые волнуют преимущественно жителей столичных городов страны, можно предположить, что среднестатистическому россиянину Logan может понравиться. Поскольку бедненько, но чистенько. К тому же на заднем сиденье реально умещаются три взрослых человека, а огромный багажник объемом в 510 с лишним литров позволит без проблем перевезти их вместе со скарбом до дачного участка. Вот только стать действительно народным автомобилем в России модели Renault Logan едва ли суждено -- и в первую очередь из-за цены, которая у нас будет явно отличаться от себестоимости. Как это уже не раз бывало, цифры, названные журналистам, будут сильно отличаться от того, что увидят покупатели, которые в 2005 году обнаружат эту машину в российских автосалонах.

Вообще-то для Луи Швейцера программа создания современной и надежной машины за 5 тыс. евро -- приблизительно то же самое, что для президента России идея об удвоении ВВП. Планы создания народного автомобиля для стран Восточной Европы и третьего мира были обнародованы еще в конце 90-х -- именно с его помощью Renault собирается преодолеть порог в 4 млн продаваемых машин в год. И еще тогда они казались утопическими -- даже в руководстве концерна немногие верили в возможность максимального сокращения себестоимости автомобиля при сохранении всех необходимых норм по надежности и безопасности. Однако президент Renault был очень настойчив и требователен, и подчиненные дали ему шанс для личной гордости.

На презентации новой модели в Париже Луи Швейцер смотрелся так, как наверняка будет выглядеть через несколько лет Владимир Путин, когда оповестит-таки свою страну об удвоении ВВП. То есть несколько постаревшим, но весьма довольным и категорически не желающим отвечать на вопрос, сколько же это стоит в понятных для народа американских долларах. Г-н Швейцер с удовольствием рассказывал о том, где и как будет собираться Logan, про инвестиции в заводы в Румынии, России, Иране, и как заклинание твердил про себестоимость в 5 тыс. евро.

При этом довольно быстро выяснилось, что удержаться в этих финансовых рамках можно только при сборке машины в Румынии, на предприятиях компании Dacia, купленной Renault в 1999-м, -- там серийный автомобиль новой модели сойдет с конвейера уже в середине этого года. В беседах же с российскими журналистами представители принадлежащей Renault и правительству Москвы компании «Автофрамос», где с 2005-го планируется организовать ежегодное производство 60 тыс. автомобилей этой модели, нехотя признавали, что цена на Logan в самой простой комплектации будет больше 7 тыс. евро, а за машины с «начинкой» (гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, противотуманные фары, ABS и т.д.) придется заплатить и все 10 тыс. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» генеральный директор «Автофрамос» Жан-Мишель Жалинье не смог конкретно ответить на вопрос о том, каковы будут затраты покупателей на техобслуживание новой модели Renault, ограничившись обтекаемой фразой о том, что "машина будет экономичной". Однако наверняка расходы на ее содержание будут выше, чем у владельцев отечественных автомобилей, и к тому же производители Logan рекомендуют использовать более дорогостоящий 95-й бензин (топливо с октановым числом 91 лишь "допускается"). А это значит, что руководители «АвтоВАЗа» могут спать спокойно -- конкурировать Logan будет с другими дешевыми иномарками.

Пока, впрочем, о перспективах Logan на российском рынке можно судить с большой долей условности. Еще непонятно даже, какое оборудование войдет в базовую комплектацию этой машины, предназначенной для продажи в нашей стране. Точно известно лишь одно: если в Румынии, а также в странах Азии и Африки этот автомобиль будет реализовываться под маркой Dacia, то для россиян, скептически относящихся к продукции румынского автозавода, Logan будет украшен фирменным ромбиком Renault.

Олег ВОЛКОВ